Регистрация | Последние сообщения | Персональный список | Поиск | Настройка конференции | Личные данные | Правила конференции | Список участников | Top 64 | Статистика раздела | faq | Что нового v.2.3 | Чат
Skunk Forum - Техника, Наука, Общество » Флейм »
Кризис среднего возраста... (страница 2)

Версия для печати (настроить)
Страницы: 1 2 3

Новая тема | Написать ответ

Подписаться

Автор Тема:   Кризис среднего возраста...
antst
Member

Сообщений: 71
Откуда: страна вечнозеленой марихуаны
Регистрация: Май 2001

написано 28 Апреля 2004 14:05ИнфоПравкаОтветитьIP

AlGo
5+

antst
Member

Сообщений: 75
Откуда: страна вечнозеленой марихуаны
Регистрация: Май 2001

написано 28 Апреля 2004 15:20ИнфоПравкаОтветитьIP

Мне захотелось написать кое-что о старости, ведь старость является бременем всех людей. Свои мысли я
влагаю в речь Катона Старшего*, и она разъяснит все, что я думаю о старости.
Сципион:
- Мы удивляемся, Катон, тому, что ты ни разу не выказывал огорчения по поводу своей старости.
Похоже, она совсем не тяжка для тебя, не так ли?
Катон:
- Не стоит изумляться нетрудному делу. Не знаете разве, что многим людям, у которых нет возможностей
жить счастливо, любой возраст кажется тяжелым? Разве может быть злом то, что основано на законе природы?
Вот говорят, что старость подкрадывается незаметно, но разве на восьмисотом году она была бы более
приятной, чем на восьмидесятом? Мудрому следует переносить старость спокойно.
Лелий:
- Научи нас, Катон, нести бремя старости спокойно.
Катон:
- Не в этом дело. В состоянии нищеты старость даже мудрому покажется отвратительной, но человеку, не
наделенному мудростью, даже окруженная богатством старость не может принести счастья. Самое сильное
оружие старости - это упражнения в доблестях, приносящие изумительные плоды. Они не покидают человека
даже в конце жизненного пути. Приятны старику и воспоминания о своих добрых поступках. Легкая старость
является наградой и тогда, когда жизнь прожита красиво, чисто и спокойно. Говорят, что именно такой была
старость философа Платона. Он умер, когда ему был восемьдесят один год, во время занятий своим любимым
трудом. Такой же была старость Исократа, сумевшего написать книгу на девяносто четвертом году жизни.
После этого Исократ прожил еще пять лет. А философ Горгий прожил даже сто семь лет, никогда не
прекращая трудиться.
Когда я пытаюсь постигнуть умом причины, ввиду которых старость может приносить страдания, я вижу
четыре причины. Первая заключается в том, что старость мешает деятельности. Вторая - будто старость
делает наше тело слабым. Третья - старость лишает нас наслаждений. Четвертая - старость приближает нас к
смерти. Рассмотрим, так ли это.
Неужели старость мешает заниматься людям делами? Какими же? Может быть, теми, которые
свойственны только молодым? Но разве мало дел, доступных только старикам, слабым телом, но сильным
духом? Да, старики могут не делать того, что делают молодые, но нечто они могут делать куда больше и лучше
молодых, причем не силой мышц, а мудростью и авторитетом.
Вот я, к примеру, был когда-то солдатом, трибуном, легатом, участвовал в разных войнах. Но кому же и
теперь, когда я стар, могу я показаться праздным? Я указываю сенату, какие войны следует вести и как это
нужно делать. Почитайте о событиях, происходивших в других странах! Вы узнаете, что даже великие
государства пали благодаря людям молодым, но восстанавливались делами стариков.
Некоторые говорят, что в старости слабеет память. Конечно, если ты ее не упражняешь. Фемистокл, к
примеру, помнил даже имена всех своих сограждан. А я знаю имена не только живых, но и имена их дедов и
отцов. Скажу еще, что я никогда не слышал о таком старике, который бы забыл, где закопал клад. А сколько
приходится помнить философам, авгурам, понтификам, правоведам - усердие и настойчивость сохраняют у
них память до самого конца.
Слышали историю о том, как Софокл, дожив до глубокой старости, был привлечен к суду своими
сыновьями? Они обвиняли отца в том, что он небрежно относится к имуществу. В свое оправдание Софокл
прочел судьям недавно написанную им трагедию "Эдип в Колоне", и суд сразу убедился в том, что старик
находится не просто в здравом уме, но по-прежнему обладает блестящими умственными способностями.
Говорят еще, что старики противны молодым. Напротив, скорее приятны, потому что молодые люди ценят
наставления стариков, ведущие их к доблести. И вот вы видите, что старость ничуть не бездеятельна. Сам Солон
хвалился тем, что он на старости лет постигал что-нибудь новое каждый день. Да я и сам, лишь будучи уже
стариком, с ненасытностью занялся греческой литературой и хорошо изучил ее. Потом я стал обучаться и игре
на лире. Пусть я уступаю силами молодым, но ведь я и в молодости был менее сильным, чем слон или бык.
Нужно все делать в меру своих сил.
Нужно признавать за старостью такие силы, которые могут позволить старику обучать, воспитывать
молодых людей. Однако упадок сил на самом деле вызывается пороками молодости, а не старческими
болезнями.
Если молодость проводить в невоздержанности, то к старости ты получишь обессиленное тело. Кир,
персидский царь, будучи очень старым, сказал перед смертью, что в старости он никогда не чувствовал, чтобы
он стал более слабым, чем был в молодости. Но если мне скажут, что я менее силен, чем вы, я скажу вам, что и
вы не обладаете силой центуриона Тита Понция. Атлет Милон, рассказывают, вынес как-то на своих плечах
быка. Но спрошу я у вас, что бы вы хотели иметь: такие сильные мышцы или ум Пифагора?
А ведь старости надо сопротивляться: следить за здоровьем, делать умеренные упражнения, есть лишь для
восстановления сил. Но в большей степени нужно заботиться о поддержании ума и духа, ведь они подобны
светильнику, в который не подливают масло, - гаснут. Если говорят о глупых стариках и выводят их в
комедиях, то ведь это не является недостатком старости вообще, а старости ленивой и праздной.
Вспомните про Аппия*, который, будучи слепым, властвовал над четырьмя сыновьями и пятью дочерьми.
Под его присмотром находилось еще и множество клиентов, и все это удавалось старику, да еще слепому,
потому что дух его был напряжен, подобно луку. Его любили все свободные и боялись все рабы. Лично я
упражняю свою память по способу, предложенному пифагорейцами: отходя ко сну, вспоминаю все, что я
сказал, услышал или сделал за день. Знайте, что человек не чувствует приближения старости, когда полностью
отдается своим трудам и любимым занятиям.
Вот еще говорят, что старость дурна тем, что лишает плотских наслаждений. Но я хочу отнестись к этому
как к драгоценному дару старости. Архит Тарентский** справедливо считал, что плотские наслаждения - это
самый губительный бич человечества, ведущий к измене отечеству, к ниспровержению государственного
строя, к кровосмешениям, прелюбодеяниям и прочим гнусностям. Самое же прекрасное, что подарила
человеку природа, - это разум. Когда господствует похоть, не может быть речи о воздержанности, и никакая
доблесть утвердиться не в силах. Когда, говорил Архит, человек бывает обуреваем плотским вожделением, он
ни о чем не может задуматься, ничто он не постигнет разумом. Поэтому ничто не достойно более глубокого
презрения, чем наслаждение, способное погасить свет духа. Другое дело - наслаждение от занятий наукой и
искусствами.
Не препятствует старость получать наслаждение и от земледелия. Сельские хозяева работают на земле,
которая никогда не противится их власти и всегда возвращает то, что получила, с немалой прибылью. Но меня
радует не один лишь урожай, но и природная сила земли. Я радуюсь и когда вижу разрастание виноградных
лоз. Чтобы выпрямиться, лоза, точно руками, хватается своими усиками за все, что попадается ей навстречу. А
искусный виноградарь спешит обрезать ее ножом, не давая разрастаться чрезмерно. А что может быть
великолепнее плодов лозы!
А стоит ли говорить о прекрасной зелени лугов, о красоте олив и виноградников? Разве мешает старость
пользоваться всем этим? Пускай же другие оставят себе для развлечения меч, коня, копье, мяч, а нам,
старикам, оставят лишь кости - старость даже без них может быть счастлива!
Да, жалка была бы старость, если бы она началась защищаться словами! Нет, прекрасно прожитая жизнь,
жизнь нравственная вознаграждает себя авторитетом в старости. Все это сопровождается знаками внимания -
тебе уступают дорогу, приветствуют тебя, с тобой советуются. А самой почетной обителью старости являлся
Лакедемон, где спартанцы относятся к старости с чрезвычайным вниманием. Рассказывают, что однажды в
Афинах некий старец пришел в театр и никто из его сограждан не уступил ему места. Зато когда он приехал в
Лакедемон, то перед ним поднялись даже послы и усадили его рядом с собой. Ну и скажите теперь, какое же
плотское наслаждение можно сравнить с авторитетом?
Можете сказать, что старики ворчливы, трудны в общении, раздражительны. Но ведь эти недостатки
уничтожаются хорошими нравами и привычками, ведь не всякое вино портится с возрастом, как не всякий
нрав. Не вижу я смысла и в старческой скупости, потому что безрассудно требовать на путевые расходы
больше, чем все меньше и меньше остается пути.
Я называл четвертую причину, якобы делающую старость неприятной, - это приближение смерти.
Однако на самом деле жалок тот старик, который за долгую жизнь не понял, что смерть достойна презрения.
Стоит ли бояться смерти, если я или не буду несчастен после нее, или даже буду счастлив? К тому же смерть
косит и молодых, и я сам в связи со смертью своего сына понял, что смерть является уделом всех возрастов.
Да и что в человеческой природе долговечно? Если даже припомнить, что некто Арганфоний прожил сто
двадцать лет, я все равно скажу: все, что имеет конец, мне длительным не кажется. Ведь когда наступает конец,
оказывается, что все прошлое утекло куда-то. Уходят часы, дни, месяцы и годы, прошедшее время не
возвращается, и каждый должен быть доволен тем, что дано ему прожить. Даже небольшая по длительности
жизнь достаточно долга, чтобы прожить ее нравственно. Молодые люди умирают подобно тому, как пламя
гасится потоком воды, а старики - сами собой, без посторонней силы, точно догоревший костер. Мне
приятно состояние старости потому, что оно похоже на возвращение из дальнего плаванья, когда начинаешь
видеть землю.
Конечно, лучше оканчивать жизнь в здравом уме, с ясными чувствами. Поскольку разрушить здание
проще всего тому, кто его строил, так и природа, которая склеила человека, уничтожает его тем легче, если
склейка старая. Поэтому не должны старики с жадностью хвататься за жизнь, но не следует и покидать ее без
причины. Пифагор запрещал без приказания императора - божества - покидать пост, который называется
"жизнь".
Все это нужно обдумать еще в молодости, чтобы научиться презирать смерть, ведь все равно придется
умереть, возможно, даже сегодня. И может ли сохранить твердость духа человек, боящийся смерти?
Жизненные стремления исчезают постепенно. Есть стремления, которые свойственны только ранней
молодости, но противные зрелому возрасту. Есть стремления, соответствующие зрелому возрасту, но
противные старости. Так и наступает удовлетворенность жизнью, поэтому приход смерти делается
своевременным.
Слышал я о том, что Пифагор и пифагорейцы не сомневались в том, что человек имеет душу,
отделившуюся от Божества. О бессмертии души говорил и Сократ, а ведь его оракул Аполлона признавал
мудрейшим из людей. Дух всегда находится в движении, которое не имеет начала. Природа же духа проста, а
поэтому разделиться он не может. Не может он и погибнуть. Платон еще говорил, что люди еще до своего
рожденья знают много, и дети схватывают науку быстро, потому что их души припоминают то, что знали еще
до рожденья людей.
Сон очень похож на смерть, когда души людей проявляют свою божественную природу, ведь, когда души
людей расслабленны, они умеют предвидеть. Это дает нам возможность понять, какими станут души,
освободившись от оков тела. Скажу еще: если бы души не были бессмертны, то навряд ли души героев
стремились бы к бессмертной славе. Об этом говорит еще и то, что все мудрые люди умирали, находясь в
душевном спокойствии, а люди неразумные - в беспокойстве. Лично я, умирая, буду стремиться увидеть
отцов ваших, встретиться даже с теми, кого не знал прежде. И когда я когда-нибудь соберусь туда, никто не
сумеет меня отговорить. А если вдруг какой-нибудь бог надумал предложить мне вернуться в детство, я бы ни
за что не согласился на это.
Скажите, какие же преимущества дарит жизнь? Может быть, в ней больше трудностей? Но не хотелось бы
мне жаловаться на свою жизнь, я ничуть не раскаиваюсь о том, что жил. Нет, родился я не напрасно! Знайте,
что природа дала нам жизнь как временное жилище, и я назову прекрасным тот день, когда придется
отправиться в божественное собрание и присоединиться к сонму душ, удалившись от толпы людской.
Вот поэтому-то старость для меня не только не неприятна, но даже легка. А если я и заблуждаюсь в
отношении бессмертия души, то все-таки хочу, чтобы меня оставили в этом заблуждении. Если и не суждено
нам получить бессмертие, то человек все равно должен угаснуть в назначенное для него природой время.
Старость же - заключительная сцена жизни, похожая на окончание представления в театре.

Anaitis
Moderator

Сообщений: 1633
Регистрация: Июнь 2001

написано 28 Апреля 2004 15:40ИнфоПравкаОтветитьIP

Было дело. Да.
Это как ветрянка - случается, не лечится, поколбасит и пройдёт.

Lerka
Амра-хулиганка

Сообщений: 6278
Откуда: Питер
Регистрация: Январь 2002

написано 28 Апреля 2004 15:45ИнфоПравкаОтветитьIP

Весельчак У
Moderator

Сообщений: 5197
Откуда: Санктъ-Питербурхъ
Регистрация: Декабрь 2000

написано 29 Апреля 2004 04:55ИнфоПравкаОтветитьIP

antst
Так что, нечего ужасаться поднятию пенсионного возраста.
Разве я ужасаюсь? Противно на уродов смотреть, которые "лучше" знают, как нам жить.

W
Member

Сообщений: 617
Откуда: SPb, RF
Регистрация: Апрель 2003

написано 29 Апреля 2004 13:25ИнфоПравкаОтветитьIP

К семи годам я успел многое в жизни испытать и попробовать. Знать бы еще, зачем мне это нужно было.

Ел с братьями пластелин. Убей, не помню, какая была в этом необходимость, но отказаться было невозможно.
Пробовал на вкус силикатный канцелярский клей из полиэтиленового пузырька с отрезным носиком. Щипало ужасно.
На спор откусил и разжевал кусочек бабушкиного алоэ, стоявшего в кастрюльке на окне. Несмотря на то, что алоэ предварительно был посыпан сахаром, проглотить я его не смог. Выплюнул и тут же высыпал в рот полсахарницы. Не помогло. Гадость.
Питался странной травкой из клумбы во дворе - мышиным горошком и какими-то "калачикми". Горошек был пресным, но зато рос в самых настоящих стручках, хоть и был размером с мышиную же какашку. Калачики нужно было предварительно развернуть и очистить от листьев, внутри оказывалась странная штука, напоминавшая тюрбан Маленького Мука в миниатюре. Тоже безвкусно. Зато безвредно.
Лизнул порох. Ничего не понял.
Лизнул металлическую ограду детского сада. Зимой. Многое понял.
Ел мел, правда, немного.
Пробовал зеленую акварель на вкус. Не понравилось.
Нюхал свежепоставленную в саду прививку - бугорок на руке пах все той же зеленой акварелью.
Жевал одуванчик. Кислятина.
Жевал еще какие-то полевые цветы, которые мы называли медком. И правда - сладковато.
В полубессознательном трехлетнем возрасте слопал из корзины какой-то гриб, принесенный отцом. Мама говорит - груздь.
Случайно наелся чернильной пасты из стержня от авторучки. Вкус не забуду никогда.
Еще были: зубная паста, острый перец, мука, сырой мясной фарш, ластик, и, кажется, кора ивы.

И при этом - никакого гастрита, апендицита и прочих ужасов! В крайнем случае (гриб) - два дня на горшке.
А теперь? Жирное - печень, острое - желудок, курить - вредно, похмелье - маленькая смерть, сквозняк - сопли, бассейн - коньюктевит, метро - грипп...
Хочу обратно.
Есть пластелин.

(с) не мой

Lerka
Амра-хулиганка

Сообщений: 6299
Откуда: Питер
Регистрация: Январь 2002

написано 29 Апреля 2004 14:24ИнфоПравкаОтветитьIP

W
Прелесть какая. Откуда?

W
Member

Сообщений: 619
Откуда: SPb, RF
Регистрация: Апрель 2003

написано 29 Апреля 2004 14:55ИнфоПравкаОтветитьIP

Lerka
ссылка

PS.
А кто еще с удовольствем жевал гудрон? или как эта черная штука называлась?

asenberg
Moderator

Сообщений: 5942
Откуда: Москва, Россия
Регистрация: Ноябрь 2000

написано 29 Апреля 2004 21:27ИнфоПравкаОтветитьIP

Наконец-то мы всё можем, но ничего не хотим :-(

anka
Member

Сообщений: 3333
Регистрация: Август 2001

написано 29 Апреля 2004 21:42ИнфоПравкаОтветитьIP

AlGo
<написано 28 Апреля 2004 11:01> :

Вы с Розенбаумом не соседи?

цитата:
Боже мой, как люблю, как люблю я домой возвращаться...
Как молитву читать номера ленинградских машин,
И с родной Петроградской у старой мечети встречаться,
Пролетая по белым ночам опьянённой души.

цитата:

Уже прошло лет тридцать после детства,
Уже душою все трудней раздеться,
Уже все чаще хочется гулять
Hе за столом, а старым тихим парком,
В котором в сентябре уже не жарко,
Где молодости листья не сулят,
Где молодости листья не сулят.

Уже старушки кажутся родными,
А девочки, как куклы заводные,
И Моцарта усмешка все слышней.
Уже уходят за полночь соседи,
Hе выпито вино и торт не съеден,
И мусор выносить иду в кашне.

В дом наш как-то туча забрела
И стекла со стекла.
Мы свои дожди переживем,
Я да ты, вдвоем.

Уже прошло лет двадцать после школы,
И мир моих друзей уже не молод,
Hе обошли нас беды стороной.
Hо ночь темна, а день, как прежде, светел,
Растут у нас и вырастают дети,
Пусть наша осень станет их весной.

Уже прошло лет десять после свадеб,
Уже не мчимся в гости на ночь глядя,
И бабушек приходим навестить
Hа день рожденья раз, и раз в день смерти,
А в третий раз, когда сжимает сердце
Желание внучатами побыть.

Уже прошло полжизни после свадеб,
Друзья, не расходитесь, Бога ради,
Уже нам в семьях не до перемен.
И пусть порой бывает очень туго,
Hо все же попривыкли мы друг к другу,
Оставим Мельпомене горечь сцен,
Давайте не стесняться старых стен.

В дом наш как-то туча забрела
И стекла со стекла.
Мы свои дожди переживем,
Я да ты, вдвоем.

В дом наш как-то туча забрела
И стекла со стекла.
Мы свои дожди переживем,
Ты да я, вдвоем.


VoLK

Сообщений: 9604
Откуда: Россия
Регистрация: Ноябрь 2000

написано 29 Апреля 2004 21:43ИнфоПравкаОтветитьIP

Не почувствовал, не пережил, не увидел, не узнал - вот это действительно жаль.
На самом деле мы живём в самом лучшем из миров. В мире своего я. И самое главное, что только это истинная правда.
А удалась или не удалась жизнь оценивать просто некому. Потому как оценить можешь только ты один, а эта оценка субъективна.

[Это сообщение изменил VoLK (изменение 29 Апреля 2004 21:58).]

anka
Member

Сообщений: 3334
Регистрация: Август 2001

написано 29 Апреля 2004 22:00ИнфоПравкаОтветитьIP

VoLK
Посмотреть назад, что что-то не сделал? Кому, зачем? Типичный "западный" подход.
Не сделал, в том числе и
Не почувствовал, не пережил, не увидел, не узнал


А удалась или не удалась жизнь оценивать просто некому. Потому как оценить можешь только ты один, а эта оценка субъективна.

Конечно. Но ведь только сам можешь оценить состояние своей души, в том числе и кризисы, что есть тоже субьективно.
Абсолютная оценка кризиса -- смерть. Хоть смерть тожве относительна, смотря как к этому относиться.

// верни слова про Штаты

VoLK

Сообщений: 9607
Откуда: Россия
Регистрация: Ноябрь 2000

написано 29 Апреля 2004 22:12ИнфоПравкаОтветитьIP

anka
верни слова про Штаты
На самом деле про запад, про европу в т.ч. Зачем возвращать? Это лишнее в этой ветке. Про это надо говорить долго или не говорить вообще.

Добавление от 29 Апреля 2004 22:19:

anka
Но ведь только сам можешь оценить состояние своей души, в том числе и кризисы, что есть тоже субьективно.
Наша душа гораздо глубже нашей же оценки.
Что такое наша оценка?
Или константация наших ощущений или логичекая привязка к каким-то общепринятым социальным параметрам.

VoLK

Сообщений: 9608
Откуда: Россия
Регистрация: Ноябрь 2000

написано 29 Апреля 2004 23:06ИнфоПравкаОтветитьIP

anka
Нет, я не хочу обсуждать США. США шла в контексте, я сказал про западный подход, (который ты процитировала). Потом добавил Европу и США, а потом убрал. Имею право.
Если ты считаешь, что тебя куда-то ткунули, то я твой посыл к самобичеванию поддерживать не стану. Я сказал про западный подход - достичь цель, получить статус, заработать много денег и проч. и проч

Именно. Все субьективно и относительно.
Про всё что угодно можно сказать, что всё субъективно и относительно.
Я говорю, что человек, который живёт по западным стандартам - примитивен. У него понимание самого себя - примитивное. Он всю жизнь живёт по каким-то навязанным правилам, и всю жизнь не может понять, почему он вроде всё правильно выполнял (учился на пятёрки, не воровал, был честен, выполнял верно работу, проявлял инициативу), а счастья нет и нет. Одна перманентная депрессия. По ТВ "все улыбаются, народу нравится", а он в непонятках.
Общество потребления имеет смысл только при полной нищите. Дальше пора думать о душе.

цитата:
Уйти в разряд небритых лиц от розовых передовиц, от голубых перворазрядниц.
С утра. В одну из черных пятниц.
Уйти - не оправдать надежд, и у пивных ларьков, промеж на пену дующих сограждан, лет двадцать или двадцать пять величественно простоять, неспешно утоляя жажду.

Ведь мы не юноши уже.
Пора подумать о душе - не все же о насущном хлебе!
Не все же нам считать рубли.
Не лучше ль в небе журавли, как парусные корабли, в огромном, ледовитом небе?..

Г. Плисецкий
Середина 1960-х


VoLK

Сообщений: 9609
Откуда: Россия
Регистрация: Ноябрь 2000

написано 29 Апреля 2004 23:23ИнфоПравкаОтветитьIP

ЗЫ Кстати, западный стиль жизни активно навязывается и в России, и многие москвичи этот стиль жизни приняли. Недавно я говорил со знакомым жителем США. Я ему сказал - ваш образ жизни у нас не прижился. На что он ответил - раскрутите ипотеку, кредиты и здец. Никуда не денетесь.

anka
Деньги всем нужны, вопрос в том как человек их получает и что они для него значат в жизни.
Во всяком случае я не понимаю тех людей, у которых деньги есть для обеспечения старости, им ненравится работа, образ жизни, но менять они нгичего не собираются. Вернее я понимаю, что это ЗОМБИ.

Ваш ответ:

Коды форума
Смайлики


Ник:    Пароль       
Отключить смайлики
Страницы: 1 2 3

Все время MSK

Склеить | Разбить | Закрыть | Переместить | Удалить

Новая тема | Написать ответ
Последние сообщения         
Перейти к:

Свяжитесь с нами | skunksworks.net

Copyright © skunksworks.net, 2000-2021

Разработка и техническая поддержка: skunksworks.net


Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика